Про кино. Из записи за 5 мая 2012 года "То, что наснимали за последний десяток лет и продолжают снимать о войне, переходит всякие границы. Точнее, это уже давно всякие границы перешло. В фильмах шестидесятых, начала семидесятых ещё снимались артисты, многие из которых воевали или чьё детство и юность были связаны с войной. Многие режиссёры пережили войну в разном качестве… Они, конечно, не могли снимать то и так, как видели и знали… Никто бы не позволил. Но всё равно в Советском союзе сложилась мощнейшая традиция и уникальный киноязык, которым наши кинематографисты говорили о войне. Никакой замечательный Спилберг с фантастическими технологиями в «Спасении рядового Райана» даже близко не смог передать сути войны и солдатского бытия по сравнению со скромной картиной 1968 года «На войне как на войне». Я не хочу сказать, что к теме войны не стоит прикасаться тем, кто её не видел, не знает. Тарковский и Шепитько не воевали… Я также не хочу отрицать возможности съёмок вполне развлекательных фильмов о войне. Их в советское время было снято достаточно. Я допускаю, что можно делать почти фантастические картины про мифических разведчиков… Я даже не призываю к некому бережному отношению к военной тематике. Для меня это бережное и священное отношение является естественным. Те же, кто последние десятидетие штампует сериалы и фильмы о войне, даже не понимают о чём я теперь говорю. Они же уже настрогали такой ворох киномусора, что, мне кажется, количественно переплюнули вестерны разной категории и качества, созданные за всю историю Голливуда. На совести кинодеятелей последних десяти лет все эти бесконечные непобедимые диверсанты, обворожительные снайперши, немецкие летающие тарелки, цитадели, белые «тигры», незафиксированные в истории чудесные военные операции, наши разведчики и разведчицы по сравнению с которыми ниндзи и Копперфильд просто дети, и пр. и пр. и пр. Что сделаешь? Государство бросает на этот мусор деньги, равнодушные профи, шарлатаны, кинобездари и подонки эти деньги осваивают… Поразительно другое. В этом современном военном киномусоре дешёвого патриотического пафоса намного больше, и он настолько бессовестно и бездарно из этих «кинолент» торчит, что просто диву даёшься. Такого не позволяли себе даже в самые махровые советские времена. В «Малой земле», якобы принадлежавшей перу Леонида Ильича Брежнева этого пафоса было в сто раз меньше. А оголтелого и дворового патриотизма, который никакого отношения к подлинному патриотизму не имеет, которым переполнены новейшие фильмы о войне, в советских фильмах, даже в самых бездарных и ходульных военных картинах, не было. Не могло быть. Стыдно было… Сейчас ничего не стыдно… Мне только интересно: этот дешёвый патриотизм и этот пафос — это госзаказ или личное видение военной тематики нынешними режиссёрами? Или всё вместе? Ох, не знаю! Но во всём этом мерзком кинокалейдоскопе я вижу страшное и вероломное предательство даже не военной темы, даже не памяти о той кровавой войне и великой победе, величие которой не подвергается мною никакому сомнению… В новейших фильмах о войне содержится предательство нашей некогда великой кинокультуры и неповторимого военного кинонаследия… И это предательство оплачено не вражескими державами, это не внешняя диверсия… Это предательство оплачено нашим с вами государством на наши же деньги. Простите!… Просто за несколько лет накопилось токсинов. Каждый год высказываюсь на эту тему. Но ощущение, что веду бой в полном, глухом окружении." Полный текст записи: http://odnovremenno.com/archives/2939

Теги других блогов: кино война советский союз